Среда, 24.04.2024, 00:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Кардоникская детская школа исскуств

ВВЕДЕНИЕ

 

  Учебная программа, представляющая информацию о дисциплине  «Историко–бытовой и бальный танец», - нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, основывающейся на типовой программе по предмету. Программа выстраивает изучаемый материал в чётком порядке, способствует наилучшему усвоению, что в свою очередь повышает результативность учебного процесса. Материал предмета столь обширен, что просто необходима путеводная нить, которая бы направляла и служила поддержкой во всём многообразии представленных направлений. Опираясь на соответствующие разделы, можно легко проследить последовательность учебного процесса, формы и методы обучения, цели и задачи, прогнозируемый результат,  критерии оценки приобретённых знаний, умений и навыков.

Данная учебная рабочая программа рассчитан на 5 лет обучения (с 1-го по 5-ой классы) для учащихся, поступивших на хореографическое отделение детской школы искусств в возрасте старше 9 лет. Программа учитывает национально-региональный и школьный компонент,  методический  потенциал  преподавателя,  уровень  подготовленности  учащихся,  возможности использования новых информационных технологий.

Для написания программы по предмету  «Историко – бытовой и бальный танец» использована методическая литература, личный опыт работы, опыт коллег, психологическая и педагогическая  литература. Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей.

 

РАЗДЕЛ   1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

 

  1. Обоснование актуальности программы, значимости преподаваемого предмета.

 

  Учебная рабочая программа по предмету «Историко–бытовой и  бальный танец» обусловлена образовательными потребностями конкретной категории обучающихся.  В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относятся такие, как  создание такой системы обучения хореографии, которая позволит:

  • выявить и развить личностные качества ребёнка;
  • организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;
  • помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;
  • привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;
  • приобщить  к культурным ценностям.

     Танец является действенным средством для развития и воспитания детей. Занятия способствуют не только физическому развитию и общему укреплению. Танец развивает память, мышление (образное, ассоциативное)  творческие способности. Изучаемые направления дают возможность учащимся постичь разнообразие танцевальных форм и направлений, даёт возможность выбрать направление близкое каждому. Предмет способствует раскрытию творческого потенциала детей, даёт возможность для самовыражения и роста тем учащимся, которые по каким – либо причинам не преуспели в изучении других художественных направлений. В этом заключается актуальность предмета.

 

1.2.  Цель и задачи программы.

                                                                                                                    

           Цель: содействие  эстетическому развитию обучающихся и творческой самореализации. Овладение танцевальной техникой и базовыми навыками хореографической композиции историко-бытового и бального танца.

         Программа рассчитана на 5 лет  обучения. Из них 1-2 год обучения – обучение  историко - бытовому танцу, 3-5 – бальному танцу.

  Достижение поставленной цели связано с решением следующих  задач:

1. образовательные:

  • изучение основных этапов развития историко-бытового и бального танцев;
  • приобретение музыкально-ритмических навыков;
  • формирование навыков координации, владения мышечным   и  суставно-двигательным аппаратом;
  • изучение базовых образцов хореографического наследия историко-бытового и бального танца;
  • приобретение свободы движения в танце и чувства ансамбля.

2. развивающие:

  • овладение навыкам красивого, гармоничного движения;
  • развитее образного мышления;
  • развитие  профессиональных  данных: подъём стопы, танцевальный шаг,  прыжок, ритмичность,  эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность;
  • развитие техники исполнительского мастерства.

3.  воспитательные:

  • воспитание  культуры поведения и чувства прекрасного;
  • воспитание  чувства такта,  благородства, уважения друг к другу;
  • воспитание трудолюбия, дисциплинированности, обязательности,  аккуратности  -  то  есть  общечеловеческих  качеств;
  • повышение  занятости детей в свободное время, организация  полноценного досуга.

1.3.  Структура программы.

 

     По своей специфике образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Программа состоит из двух разделов, которые включают описание практического содержания курса.

Содержание курса включает теоретические и практические знания:

 

Глава 1. Историко-бытовой танец.

Часть 1. Теоретические знания.

Тема 1.1. Истоки исторического танца.

Тема 1.2. Развитие историко – бытового танца.

Тема 1.3. Понятия «исторический», «бытовой», «бальный»,«историко-бытовой» танец. 

Часть 2. Практические знания.

Тема 2.1. Постановка корпуса, головы, рук, ног.

Тема 2.2. Позиции ног и рук (в применении к историко-бытовому танцу).

Тема 2.3. Поклоны и реверансы для дам и кавалеров.

Тема 2.4. Танцевальные шаги (бытовые, легкие, скользящие) и проходки, перестроения.

Тема 2.5. Положения в паре.

Тема 2.6. Основные движения: Скользящий шаг pas glissé по I и III позициям на 2/4. Двойной скользящий шаг pas chassé. Галоп. I, II, III, IV формы pas chassé (с поворотом вправо и влево) и double chassé. Pas balancé: на месте; с небольшим продвижением вперед и назад; с поворотом на 90° и 180°.

Тема 2.7. Танцевальные композиции (по выбору преподавателя):

  • Бранль (официальный, крестьянский, гороховый)
  • Полонез(pas полонеза; элементарные рисунки танцевальных этюдов по заданиям педагога).
  • Падеграс
  • Полька (pas польки на месте вперед и назад; pas польки на месте и с поворотом на 90° и 180° (в правую и левую стороны); pas польки с продвижением вперед и назад; боковое pas польки; боковое pas польки с вращением по кругу соло; боковое pas польки с вращением в паре по кругу; простейшие комбинации польки, усложненная композиция польки с использованием pas glissé, галопа, шагов, поклонов, различных port de bras).
  • Вальс (pas вальса вперед и назад по линиям; pas вальса вперед и назад в комбинации с pas balancé; pas вальса вперед с применением port de bras; pas вальса с вращением по кругу соло; вальс с продвижением вперед и назад - вальсовая дорожка; pas de basque; вальс в три pas с вращением вправо по кругу в паре, вальс в три pas с вращением влево (au rebours),  по кругу в паре в сочетании с pas balancé; простейшие комбинации вальса по заданию педагога, контрольные усложненные вальсовые рисунки).
  • Мазурка  (основной женский ход –– pas couru; основной мужской ход –– pas gala; простое заключение (ключ); pas balancé в характере мазурки; pas boiteux (хромое па) вперед и назад; pas coupé (режущий шаг); «голубец (coup de talon) с продвижением в сторону; открытый и закрытый повороты; pas de bourrée –– balancé; dos a dos с перекрещенными руками на уровне груди (движением вальса); pas chassé; простейшие комбинации в стиле мазурки; усложненные комбинации мазурки по заданию педагога).

 

Глава 2. Бальный танец.

Часть 1. Теоретические знания.

 Тема 1.1. История Бального танца.

       Тема 1.2. Искусство Бального танца.

Часть 2. Практические знания.

Тема 2.1. Позиции рук.

Тема 2.2. Позиции ног.

Тема 2.3. Танцевальные шаги, проходки, перестроения.

Тема 2.4. Упражнения разминки.

  • Упражнения для рук.
  • Упражнения для ног.
  • Упражнения для корпуса.
  • Прыжки.
  • Ритмические упражнения.

Тема 2.5. Основные элементы.

  • Повороты.
  • Движения рук.
  • Хлопки.
  • Движения ног.
  • Покачивание.
  • Прыжки.

Тема 2.6. Танцевальные композиции:

  1. Основные элементы танцев первой половины XX века:
  2. Вальс – Бостон (открытая перемена, зигзаг вперед, назад, с задержкой, правый поворот, левый поворот).
  3. Русский лирический танец (русский переменный ход по кругу вперед и назад; боковой русский ход (припадание); русский pas de basque).
  4. Фокстрот (тройной шаг, шаг перо, правый поворот, левый поворот, смена направления).
  5. Танго (прогрессивный боковой шаг, открытый левый поворот, рокк, смена направления).
  6. Чарльстон (основное движение, основное движение на одной ноге, попеременное движение с двух ног, двойное основное движение).
  7. Квикстеп (четвертные повороты, правый и левый повороты, поступательное шассе, локк-степ вперед и назад).
  8. Реверанс дамы, книксен, поклон кавалера.
  9. Реверанс дамы XX века.
  10. Приглашение и поклон партнера XX века.
    1. Примеры танцевальных композиций бытовых танцев первой половины XX века по выбору преподавателя:
    2. Вальс-Бостон.
    3. Фокстрот.
    4. Квикстеп.
    5. Степ.
    6. Танго.
    7. Чарльстон.
    8. Краковяк.
    9. Полька круговая.
    10. Основные элементы танцев второй половины XX века:
    11. Рок-н-ролл (основное движение, смена мест справа налево, смена мест слева направо, повороты вправо влево).
    12. Твист (основное движение, основное движение на одной ноге, попеременное движение с двух ног, попеременное движение с приседанием).
    13. Диско («пружинка», круговые вращения правой и левой рукой от локтя, хлопки в ладоши, удары ладошами по ногам, разворот прыжком вправо влево).
    14. Макарена (шассе на месте с правой, левой ноги, движения рук по очередное, прыжок с поворотом вправо, влево (на месте), приставные шаги в сторону с хлопком).
    15. Мамбо (основное движение вперед, назад, основное движение в сторону, соло поворот вправо, влево, смена мест справа налево, смена мест слева направо, раскручивание от руки).
    16. Шейк (основное движение поочередное, двойное основное движение, основное движение в повороте вправо, влево, движение «цыпленок», перекрестный шаг в сторону).
    17. Примеры танцевальных композиций бытовых танцев второй половины XX века, по выбору преподавателя:

-       Твист.

-       Свинг.

-       Рок-н-ролл.

-       Буги-вуги.

-       Шейк.

-       Диско.

-       Мамбо.

-       Ламбада.

-       Меренга.

  1. Основные элементы современного бального танца: Латиноамериканская программа (ча-ча-ча, самба, пасодобль);

Европейская программа (танго, фокстрот, вальс).

 

1.4. Условия реализации программы.

 

Основными условиями реализации программы являются:

  • выполнение важных педагогических принципов:  систематичность,  целенаправленность,  доступность, регулярность учебного процесса;
  • преподавание по принципу «от простого к сложному»;
  • умение преподавателя вовлечь учащихся в творческий процесс;
  • позитивный психологический климат во время урока;
  • высокий профессиональный уровень преподавателя (как в предметной сфере, так и в психолого-педагогической);
  • грамотное методическое  изложение материала;
  • личный выразительный показ преподавателя;
  • материально-техническое оснащение, наличие танцевального зала,  наглядных пособий.

 

Урок по историко-бытовому и бальному танцу строится из двух частей:
       1. Изучение элементов.

2.Работа над танцевальными этюдами.

Предмет «Историко – бытовой и бальный танец» вводится, для учащихся поступивших в детскую школу искусств в возрасте старше 9 лет, с 1-го класса и продолжается до окончания 5-го класса.  В 1-3 классах – по 2 часа в неделю, далее, в 5-6 классах по 1-му часу в неделю.

Набор детей свободный, то есть принимаются все желающие, так как главными задачами в школе искусств являются воспитательные: организация досуга и приобщение к творческой деятельности детей.

Количественный состав групп в среднем по 10 человек. Состав групп по годам обучения постоянный, но иногда наблюдается отсев учащихся, в этом  случае возможно объединение близких по возрасту групп. Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп для мальчиков допускается до 4-х человек).

Форма занятий групповая, мелкогрупповая, коллективная. Преподаватель должен уметь проявлять гибкость в подходе к каждой группе учащихся, учитывать возрастные особенности, психологические и физические возможности детей,  исходя из этого, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс. Усвоение содержания обучения должно происходить в соответствии с тематическим планом, однако, необходимо учитывать уровень подготовленности и способностей учащихся. Исходя из этого, содержание обучения может варьироваться по усмотрению педагога.

 

Примерный тематический план.

 

1-2 й класс (1-2 год обучения) -   Историко – бытовой танец.

 

№ п/п

 

Тема занятий

Теор.

Часы

Практич. Часы

1.

Истоки исторического танца.

2

 

2.

Развитие историко – бытового танца.

4

 

3.

Понятия «исторический», «бытовой», «бальный», «историко-бытовой» танец. 

1

 

4.

Постановка корпуса, головы, рук, ног.

 

8

5.

Позиции ног и рук (в применении к историко-бытовому танцу).

 

4

6.

Поклоны и реверансы для дам и кавалеров.

 

8

7.

Танцевальные шаги (бытовые, легкие, скользящие) и проходки, перестроения.

 

12

8.

Образ и манера исполнения в танце.Роль музыкального сопровождения.

 

4

9.

Положения в паре.

 

4

10.

Основные движения: Скользящий шаг pas glissé по I и III позициям на 2/4. Двойной скользящий шаг pas chassé. Галоп. I, II, III, IV формы pas chassé (с поворотом вправо и влево) и double chassé. Pas balancé: на месте; с небольшим продвижением вперед и назад; с поворотом на 90° и 180°.

 

21

11.

Историко-бытовые танцы: Бранль, Полонез, Полька, Падеграс, Вальс, Мазурка и т.д. (на выбор преподавателя)

 

76

Итого:

144 часа.

 

3-5 класс (3-5 год обучения) -   бальный  танец.

 

№ п/п

 

Тема занятий

Теор.

Часы

Практич. Часы

1.

История Бального танца.

8

 

2.

Искусство Бального танца.

6

 

3.

Позиции рук.

 

1

4.

Позиции ног.

 

1

5.

Танцевальные шаги, проходки, перестроения.

 

8

6.

Упражнения разминки.

 

4

7.

Основные танцевальные элементы бального танца.

 

10

8.

Основные элементы танцев первой половины XX века (по выбору преподавателя): Вальс – Бостон, Фокстрот, Танго,Чарльстон, Квикстеп.

 

16

9.

Реверанс дамы, книксен, поклон кавалера.

 

4

10.

Реверанс дамы XX века

 

1

11.

Приглашение и поклон партнера XX века.

 

1

12.

Примеры танцевальных композиций бытовых танцев первой половины XX века по выбору преподавателя:

Вальс-Бостон, Русский лирический, Фокстрот, Квикстеп, Степ, Танго, Чарльстон, Краковяк, Полька круговая.

 

21

13.

Основные элементы танцев второй половины XX века (по выбору преподавателя): Рок-н-ролл, Твист, Диско, Макарена, Мамбо, Шейк.

 

14

14.

Примеры танцевальных композиций бытовых танцев второй половины XX века, по выбору преподавателя:

Твист, Свинг, Рок-н-ролл, Буги-вуги, Шейк, Диско, Мамбо, Ламбада, Меренга.

 

21

15.

Основные элементы современного бального танца: Латиноамериканская программа, по выбору преподавателя (ча-ча-ча, самба, пасодобль).

 

14

16.

Основные элементы современного бального танца: Европейская программа, по выбору преподавателя (танго, фокстрот, вальс)

 

14

Итого:

144 часа.

 

  1. Контроль и учет успеваемости.

 

На уроках необходимо формировать не только специальные способности, но и общие художественные  способности, которые являются универсальными в любой  художественной   деятельности. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, лекций, бесед, практических занятий.

Знания учащихся определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения – с практическими. Результатом обучения является определённый объём знаний, умений и навыков. Учёт и контроль успеваемости следует определять следующими формами:

  • собеседование;
  • опрос;
  • контрольный урок;
  • зачёт;
  • открытый урок;
  • экзамен;
  • выступление на концерте, фестивале, конкурсе.

Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить  результат, внести  изменения в процесс, если это необходимо. Контроль позволяет родителям, преподавателям, ученикам увидеть результат своего труда.

Проведение показательных уроков перед родителями с целью повышения интереса, проведение экзаменов, контрольных уроков, их периодичность устанавливает преподаватель.

Контроль может быть текущим, промежуточным, итоговым. Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Форма промежуточной аттестации проводится по контрольным урокам в конце каждой четверти. Итоговая аттестация в форме экзамена проводится в пятом  классе. В конце учебного года все группы отделения участвуют в Отчётном концерте ДШИ без выставления оценок.

 

РАЗДЕЛ 2.  ГОДОВЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ  ПО  КЛАССАМ

 

Чтобы определить ожидаемый результат в подготовке обучающихся, надо знать, с чем они пришли в школу (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). Ожидаемый результат должен предполагать развитие способностей, улучшение показателей исполнительского мастерства, участие в концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах. В программе, рассчитанной более чем на один год,  разработаны программные требования, обусловленные конкретными задачами.

 

1-2 й классы -  Историко-бытовой танец.

Учащиеся должны знать темы:

  • роль музыки в танце (музыка определяет характер и ритмическую основу);
  • понятие о движении по линии танца, против линии танца;
  • понятие о танцевальных рисунках (линии, колонны, круг, звёздочка… );
  • понятие о ритмическом рисунке танца;
  • особенности  и манера исполнения разученных танцев;
  • правила исполнения разученных движений, элементов;
  • позиций, положений рук и ног, характерных для историко–бытового танца;                    
  • основные положения в паре.

 Уметь исполнять:

  • простой поклон и реверанс;
  • танцевальные шаги в ритме марша, полонеза, польки с продвижением вперёд, назад;
  • pas chasse (вперёд, назад, с поворотом, двойной);
  • pas glisse (по I и III  позициям);
  • pas польки (вперёд, назад, с поворотом);
  • pas голопа  (вправо, влево, в повороте);
  • pas eleve ( на месте);
  • pas balance (на месте);
  • pas de basque (с продвижением);
  • исполнять танцы: Бранль, Полонез, Полька, Падеграс, Вальс, Мазурка.

 Обладать   навыками:

  • правильной постановки корпуса;
  • работы стопой (вытянутое положение, полупальцы);
  • скоординированной работы рук и головы, в соответствии с манерой, исполняемого танца;
  • работы в паре.

 

3 класс -   Бальный танец.

Учащиеся должны знать темы:

  • История основных направлений бальной хореографии.
  • Позиции и положения рук, ног.
  • Положения в паре, используемые в танцах.
  • Правила исполнения разученных упражнений, движений.
  • Порядок исполнения движений в танцевальных композициях.

Уметь исполнять:

  • Упражнения разминки (в «чистом виде» - без усложнения, в медленном или умеренном темпе);
  • Основные элементы: движения рук, движения ног, повороты.
  • Танцевальные композиции: Вальс-Бостон, Русский лирический, Чарльстон, Полька круговая и  др.

Обладать   навыками:

  • Правильной постановки корпуса, характерные для данного направления.
  • Скоординированной работы мышц для исполнения разученного материала.
  • Работы в паре.

 

 4 класс –  бальный танец.

Учащиеся должны знать темы:

  • Искусство Бального танца в России.
  • Виды положений в паре в Бальных танцах.
  • Порядка и правил исполнения упражнений разминки.
  • Правила исполнения разученных упражнений, движений.
  • Порядок исполнения движений в танцевальных композициях.

Уметь исполнять:

  • Упражнение разминки в комбинациях с усложнённой координацией и ритмическим рисунком.
  • Основные элементы: хлопки, покачивание, прыжки.
  • Танцевальные композиции: Твист, Рок-н-ролл, Шейк, Мамбо и др.

Обладать   навыками:

  • Правильной постановки корпуса, характерные для данного направления.
  • Грамотного исполнения разученных упражнений.
  • Исполнения разученных композиций.
  • Работы в паре.
  • Исполнения небольшого элемента «соло».

 

5-й класс – современный бальный танец.

Учащиеся должны знать темы:

  • Направления современного танца.
  • Позиции, положения рук.
  • Позиции, положения ног.
  • Правила исполнения разученных упражнений, движений.
  • Порядок исполнения движений в танцевальных композициях.

Уметь исполнять:

  • Танцевальные шаги, проходки, пробежки.
  • Упражнения разминки: для головы и плечевого пояса; для рук, корпуса, ног; для растяжки мышц; прыжки.
  • Основные элементы: для ног, рук; для развития координации;
  • Танцевальные композиции Латиноамериканской и Европейской программ.

Обладать   навыками:

  • Правильной постановки корпуса.
  • Скоординированной работы мышц, необходимой для исполнения, разученных движений.
  • Исполнения разученных движений, композиций.
  • Сценического поведения.

 

РАЗДЕЛ  3.  МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ.

 

3.1.  Методы и формы работы.

 

Методы организации работы:

  • наглядные (демонстрация преподавателя, демонстрация видео-материала);
  • словесные (объяснение, беседа, рассказ, дискуссия);
  • практический (разучивание элементов, упражнений, движений, танцев);

 

                     Формы работы:  

  • групповая (основная). Распределение по группам осуществляется в зависимости от возраста, года обучения, степени подготовки. Каждая группа занимается по определённому расписанию в соответствии с учебным планом.
  • коллективная. Применяется при подготовке массовых номеров на сводных репетициях и концертных выступлениях.
  • мелкогрупповая.  Необходимо для обучения учащихся с меньшей степенью подготовленности, с недостатком природных данных, а так же для работы с одарёнными учениками для раскрытия их индивидуальных способностей.

 

Яркими диагностиками качества урока становятся:

  • увлечённость ребёнка общением с художественным, хореографическим, музыкальным  произведением;
  • появление потребности высказать своё мнение.

 

3.2.  Принципы программы.

 

  1. Вариативность (преподаватель имеет право перенести изучение какого-либо движения  в нужный период, не нарушая логики и последовательности обучения).
  2. Доступность для изучения, т.к. главный принцип «от простого к сложному».
  3. Содержательность. Программа содержит основные требования, в которых чётко изложены задачи и прогнозируемый результат к каждому году обучения. Это помогает направлять и контролировать подачу нового материала.
  4. Разнообразие. Программа  предусматривает не только практические движения, но и различные формы работы с детьми, позволяющие создавать атмосферу  доброжелательности, сотворчества, модулирования ситуации успеха.
  5. Традиционность. Поддержание традиций (использование традиционных  методик обучения, опыта предшественников, коллег).

 

  1.  Формы организации учебного процесса

 

Урок – традиционная форма организации учебного процесса. Но возможно использование нетрадиционных форм: лекция – концерт, концерт перед родителями, участие в фестивалях, смотрах. При проведении уроков по историко-бытовому танцу, необходимо руководствоваться следующими моментами:

  • Постепенное увеличение физической нагрузки;
  • Чередование темпа нагрузки;
  • Равномерность нагрузки на обе ноги;
  • Свободное дыхание и самочувствие учащихся.

При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:

  • объём материала;
  • степень его сложности;
  • особенности класса, как исполнительского коллектива.

При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:

  • определить новый материал, ввести его в различные комбинации;
  • определить музыкальный материал, его размер, характер;

При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей.

На практических занятиях очень важно:

  • переводить на русский язык французские термины;
  • объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;
  • равномерно распределять физическую нагрузку и чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль за работой мышц;
  • воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Урок  включает в себя: разминку, изучение нового материала, работу над расширением физических возможностей, повторение разученных ранее танцевальных движений, работу  над исполнением танцевальных композиций.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бальные танцы. -  М.: Мин. Культуры РСФСР. Центр. Дом народного творчества им. Н. К. Крупской, 1960.
  2. Беликова А.Н. «Бальные танцы» -  «Советская Россия»,  М., 1976.
  3. Васильева Е. «Танец» -  «Искусство»,  М., 1968.
  4. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. –– М., 1963.
  5. Воронина И. «Историко – бытовой танец» -  «Искусство»,  М., 1980.
  6. Гавликовский Н. А. Руководство для изучения танцев. – СПб., 1899.
  7. Ивановский Н. Бальный танец 16––19 веков. – Л.; М., 1948.
  8. Кох И. Основы сценического движения. – Л., 1970.
  9. Программа по историко-бытовому танцу. – 1936 года.
  10. Степанова Л.Г. «Новые бальные танцы» -  «Советская Россия»,  М.,       1973.
  11. Стриганова В.М., УральскаяВ.И. «Современный бальный танец» -       «Просвящение»,  М., 1978.
  12. Томилов Н.М. «В свободный час» -  Южно-уральское издательство,       Челябинск, 1970.

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Кардоникская ДШИ © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz