Пятница, 16.11.2018, 12:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Кардоникская детская школа исскуств

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
  2. Срок реализации учебного предмета «Гимнастика».
  3. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
  4. Цели и задачи учебного предмета «Гимнастика».
  5. Методы обучения.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

 

2.1.    Примерный рекомендуемый набор упражнений для 1 класса  (5 лет обучения).

2.2.    Примерный рекомендуемый набор упражнений для 1 класса (7 лет обучения).

  1. Примерный рекомендуемый набор упражнений для 2 класса (7 лет обучения).

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.

 

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ.

 

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

 

Дети, поступающие на хореографическое отделение, как правило, не имеют какой-либо подготовки в области культуры движения, страдают недостатками физического сложения тела, не имеют ярко выраженных профессиональных данных, необходимых для занятий хореографией.

Эти факторы создают значительные дополнительные трудности при освоении учащимися материала специальных танцевальных дисциплин, тормозят процесс обучения и развития творческого начала ребёнка. В связи с этим педагоги-хореографы, испытывая острый недостаток учебного времени, вынуждены часть урока отводить специально для занятий гимнастикой. Гимнастические упражнения, отвечающие задачам хореографического обучения, позволяют ускорить исправление физических недостатков и развитие профессиональных данных детей.

В этой ситуации большое значение приобретает введение в учебный процесс предмета «Гимнастика».

Основное достоинство гимнастики, как средства физического воспитания учащихся, заключается в том, что она располагает большим разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка, способствовать развитию двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки.

Учитывая физиологические особенности организма человека, занятия балетной гимнастикой необходимо начинать с раннего возраста, когда костно- мышечный аппарат ребенка уже достаточно окреп для физических нагрузок, но еще гибкий и восприимчивый для развития необходимых навыков и умений в области хореографии.

За время обучения организм ребенка привыкает к физическим упражнениям, развивается и закрепляется гибкость, координация, точность движений тела.

 

1.2.  Срок реализации учебного предмета «Гимнастика»

 

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте от 10 до 12 лет, составляет 1 год (в 1 классе).

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 2 года (с 1 по 2 класс).

 

1.3.  Форма проведения учебных аудиторных занятий.

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий групповая (в среднем 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

 

1.4.  Цели и задачи учебного предмета «Гимнастика»

 

Цель предмета - преобразовать личность ребёнка, его внутренний духовный мир и внешний облик.

Задачи  предмета: физическое, психологическое, профессиональное и духовное развитие ребёнка. Создание условий для вовлечения учащихся в процесс активного труда и развития у него разносторонних качеств, в том числе и профессиональных данных.

  • овладение знаниями о строении и функциях человеческого тела;
  • обучение приемам правильного дыхания;
  • обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата ребенка;
  • обогащение словарного запаса учащихся в области специальных знаний;
  • формирование у детей привычки к сознательному изучению движений и освоению знаний, необходимых для дальнейшей работы;
  • развитие способности к анализу двигательной активности и координации своего организма;
  • развитие темпово-ритмической памяти учащихся;
  • воспитание организованности, дисциплинированности, четкости, аккуратности;
  • воспитание важнейших психофизических качеств двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности - силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации.

 

1.5. Методы обучения

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-     методы организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);

  • метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);

-     метод активного обучения (формирование творческих способностей ребенка);

-     репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний, умений, навыков);

-       эвристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения).

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте.

 

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

 

2.1. Примерный рекомендуемый набор упражнений для 1 класса

(5 лет обучения).

 

2.1.1. Подготовительная часть урока.

1)              Бытовой шаг.

2)              Танцевальный шаг (с носка).

3)              Шаг на пятках.

4)      Шаги на полупальцах с вытянутыми коленями.

5)              Шаги с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении;

6)      Легкий бег с пальцев вытянутой стопы.

7)              Бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении.

8)      Бег с поднимание вперёд ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении.

9)      Повороты головы направо и налево.

10) Наклоны головы к правому и левому плечу, вперёд и назад, затем круговые движения.

11) Подъём и опускание правого и левого плеча поочерёдно, затем вместе.

12) Наклоны корпуса вперёд, назад, в стороны.

13) Releve на полупальцах в VI позиции.

 

2.1.2. Основная часть урока.

1)              Сидя на полу, поочерёдное сокращение стопы правой и левой ноги, затем одновременное сокращение стоп по VI позиции, по I прямой позиции.

2)          Сидя на полу «Лягушка»: руки продеть с внутренней стороны голени и, сцепив кисти в «замок», подтянуть стопы к себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса.

3)              Сидя на полу: наклоны корпуса к ногам по первой прямой, затем первой выворотной позиции.

4)              Сидя у стены: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки стоп руками так, чтобы они сохраняли 1 позицию, и выпрямить ноги вперед.

5)              «Складочка» по VI позиции с обхватом рук за стопы.

6)              «Складочка» по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди, стопы в выворотной I позиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки и стопы вытягиваются.

  1. Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная 1 позиция), вытянуть стопы по 1 позиции.

8)          Лёжа на спине: медленный подъём ног на 45°, затем на 90° опускание вытянутых ног (отдельно каждой ноги), затем двух вместе по первой прямой позиции с одновременным сокращением и вытягиванием стоп руки в стороны ладонями вниз.

9)    Лёжа на спине: «лягушка».

10)     Лёжа на спине: напряжение брюшных и тазобедренных мышц с вытягиванием ног в коленях и стопах по первой прямой позиции.

11)     «Уголок»: а) из положения - сидя, колени подтянуть к груди б) из положения – лежа.

12)     Стойка на лопатках с поддержкой под спину.

13)     Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90°. Опустить ноги за голову до пола, развести в стороны и через rond собрать в 1 позицию.

14) Лёжа на животе: приведение ног в положение первой выворотной позиции.

15) Лёжа на животе: «лягушка».

16) Лёжа на животе: подъём корпуса с опорой на руки, затем без опоры поза «сфинкса».

17) Лёжа на животе: подъём ног назад поочередно, двух ног в положении «лодочка», затем раскачивание в этом положении с включении корпуса и рук.

18) Лёжа на спине: подтягивание к груди согнутой в колени ноги (каждой поочередно), затем двух ног одновременно в положении «калачик».

19)     Раскачивание вперед-назад в положении «калачик».

20)     «Корзиночка» - в положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении «мостик»).

21)     «Мостик» из положения лежа на спине.

22)     Из положения упор присев (присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи) встать в положение упор согнувшись (стойка на прямых ногах с опорой руками около носков, тело согнуто в тазобедренных суставах).

23)     В глубоком plie по II позиции, руки продеть с внутренней стороны голени и взяться за стопы, сохраняя положение рук, выпрямить колени с одновременным наклоном туловища.

24)     «Кошечка», т.е. последовательный волнообразный прогиб из положения «стоя» в наклон вперед. Прогиб начинается с верхних звеньев позвоночника. Движение делается и в обратном порядке.

25)     «Колечко» с глубоким port de bras назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы.

26)     «Обезьянка» - стоя по VI позиции, поднять руки вверх, наклониться вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение - упор, лежа на животе. Затем, движение проделать в обратном порядке до исходного положения.

27)     Упражнение в парах: лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки в III позиции). Партнер придерживает за колени.

28)     Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.

 

2.1.3. Заключительная часть урока.

  1. Поскоки по первой прямой позиции с вытягиванием стоп: на месте, с продвижением вперед-назад, из стороны в сторону.
  2. Перескоки с ноги на ногу на месте и в продвижении с положением стопы на щиколотке, затем у колена.
  3. «Пингвинчики» - прыжки по 1 позиции с сокращенными стопами.
  4. Прыжки с поджатыми ногами.
  5. Прыжки с продвижением в полушпагате с поочередной сменой ног.
  6. «Козлик». Выполняется pas assamble, подбивной прыжок.
  7. Прыжок в шпагат.
  8. Подбивной прыжок в «кольцо» одной ногой.
  9. Прыжок в "лягушку" со сменой ног.
  10. Медленное поднимание рук вперед-вверх, в сторону-вверх с одновременным отведением ноги назад и в сторону.

 

 

 

 

 

2.2. Примерный рекомендуемый набор упражнений для 1 класса

(7 лет обучения).

 

Упражнения для стоп

  1. Шаги: а) на всей стопе; б) на полупальцах.
  2. Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.
  3. Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная 1 позиция), вытянуть стопы по 1 позиции.

 

Упражнения на выворотность

  1. Лежа   на спине развернуть ноги из VI позиции в 1.
  2. "Лягушка":    а) сидя, б) лежа на спине, в) лежа на животе; г) сидя на полу - руки продеть с внутренней стороны голени и, сцепив кисти в "замок", подтянуть стопы к себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса.

 

Упражнения на гибкость вперед

  1. "Складочка" по VI позиции с обхватом рук за стопы.
  2. "Складочка" по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди, стопы в выворотной I позиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки и стопы вытягиваются.
  3.  Из положения упор присев (присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи) встать в положение упор согнувшись (стойка на прямых ногах с опорой руками около носков, тело согнуто в тазобедренных суставах).
  4. Наклон вперед прогнувшись, кисти на плечах, локти отведены в стороны, взгляд перед собой.

 

Развитие гибкости назад

  1. Лежа на животе, port de bras назад с опорой на предплечья, ладони вниз- «поза сфинкса».
  2. Лежа на животе, port de bras на вытянутых руках.
  3. "Колечко" с глубоким port de bras назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы.
  4. Стоя на коленях, скручивание корпуса с наклоном вправо назад, правой рукой коснуться левой пятки, и упершись в нее, подать бедра сильно вперед.

Силовые упражнения для мышц живота

  1. Лежа на коврике, ноги поднять на 90° (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз.
  2. "Уголок" из положения - сидя, колени подтянуть к груди.
  3. Стойка на лопатках с поддержкой под спину.

 

Силовые упражнения для мышц спины

  1. "Самолет".    Из положения - лежа на животе, одновременное подъем и опускание ног и туловища.
  2. "Лодочка". Перекаты на животе вперед и обратно.
  3. Отжимание от пола (упражнение для мальчиков за счет упражнения №4).
  4. "Обезьянка". Стоя по VI позиции, поднять руки вверх, наклониться вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение - упор, лежа на животе. Затем, движение проделать в обратном порядке до исходного положения.

 

Упражнения на развитие шага

  1. Лежа на полу, battements releve lent на 90° по 1 позиции вперед.
  2. Лежа на полу, grand battement jete по 1 позиции вперед.

3)           Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90° (в потолок), медленно развести ноги в стороны до шпагата, собрать ноги в 1 позицию вверх.

4)           Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.

5)           Сидя   на прямом "полушпагате", повернуть туловище вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину.

6)           Сидя на прямом "полушпагате", наклонить туловище боком вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука на левом бедре.

 

Прыжки

1)           Temps saute по VI позиции.

2)           Подскоки на месте и с продвижением.

3)           На месте перескоки с ноги на ногу

4)           "Пингвинчики". Прыжки по 1 позиции с сокращенными стопами.

5)           Прыжки с поджатыми ногами

 

 

 

2.3. Примерный рекомендуемый набор упражнений для 2 класса

(7 лет обучения).

 

Упражнения для стоп

1)           Releve на полупальцах в VI позиции: а) на середине; б) с одновременным подъемом колена (лицом к станку).

  1. Из положения - сидя на пятках, подняться на пальцы (подъем должен "вывалиться"), перейти на полу - пальцы, опустить пятки на пол. Все сделать в обратном порядке и вернуться в исходное положение:
  2. Сидя на пятках, спина круглая, перейти в положение - сидя на подъем, руки опираются около стоп.
  3. Лицом к станку: из 1 позиции поставить правую ногу на "полу - пальцы" (колено находится в выворотном положении), перевести ногу" на пальцы и вернуть ногу в исходную позицию.

 

Упражнения на выворотность

  1. «Лягушка» с наклоном вперед.
  2. Сидя у стены: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки стоп руками так, чтобы они сохраняли 1 позицию, и выпрямить ноги вперед.
  3. Лежа на спине, подъем ног на 90° по 1 позиции с одновременным сокращением и вытягиванием стоп.

 

Упражнения на гибкость вперед

  1. Спиной к станку, держась за опору руками, пружинящие наклоны вперед (по 1 и II позициям). Следить за прямой спиной.
  2. Лежа на полу, ноги в 1 позиции. Сесть, сделать наклон вперед, сесть, вернуться в исходное положение.
  3. В глубоком plie по II позиции, руки продеть с внутренней стороны голени и взяться за стопы, сохраняя положение рук, выпрямить колени с одновременным наклоном туловища.
  4. Спиной к станку: "кошечка", т.е. последовательный волнообразный прогиб из положения "стоя" в наклон вперед. Прогиб начинается с верхних звеньев позвоночника. Движение делается и в обратном порядке.

 

Развитие гибкости назад

  1. "Кошечка" - из положения "сидя на пятках" перейти, не отрывая грудь от пола, в положение "прогнувшись в упоре". Сильно прогнуться и вернуться в исходное положение.
  2. "Корзиночка". В положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении "мостик").
  3. "Мост", стоя на коленях: в положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении "мостик").
  4. Из положения "стоя" опуститься на "мостик" и вернуться в исходное положение.

 

Силовые упражнения для мышц живота

  1. "Уголок" из положения лежа.
  2. Стойка         на лопатках без поддержки под спину.
  3. Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90°. Опустить ноги за голову до пола, развести в стороны и через rond собрать в 1 позицию.

 

Силовые упражнения для мышц спины

  1. Упражнение в парах: лежа на животе, подъем и опускание туловища. Партнер придерживает за колени.
  2. Лежа на животе, поднимание и опускание туловища (руки вперед или в сторону, ноги в выворотном положении).
  3. Лежа на животе, поднимание и опускание ног и нижней части туловища (ноги в выворотном положении, голова на руках).
  4. Стоя в 1 позиции, поднять руки вверх, сделать глубокий наклон вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение "упор лежа". При этом стараться удержать пятки в 1 позиции на полу. Сгибаясь в тазобедренных суставах, подтянуть ноги в 1 позиции, как можно ближе к рукам. Подняться в исходное положение.

 

Упражнения на развитие шага.

  1. Лежа   на полу, battements releve lent на 90° по 1 позиции во всех направлениях.
  2.     Лежа на полу, grand battement jete по 1 позиции во всех направлениях.
  3.    Сидя в положении "лягушка", взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу вперед.
  4.    Сидя в положении "лягушка", взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу в сторону, правая рука на полу.
  5. Сидя на полу с ногами по 1 позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в "лягушку" на животе. Проделать все в обратном порядке.
  6. Лежа на боку, battement developpe правой ногой, с сокращенной стопой. Захватить ее: а) правой рукой; б) левой рукой.

7)           Равновесие с захватом правой руки голеностопного сустава правой ноги: а) вперед; б) в сторону; в) назад.

 

Прыжки

  1. Прыжки с продвижением в полушпагате с поочередной сменой ног.
  2. Прыжок в "лягушку" со сменой ног.
  3. "Козлик". Выполняется pas assamble, подбивной прыжок.
  4. Прыжок в шпагат.

 

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

 

Настоящая программа отражает разнообразие специальных упражнений для выработки большого числа новых все усложняющихся двигательных навыков, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику

Преподаватель в работе должен учитывать, что большинство упражнений предназначаются для исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы по освоению движений гимнастики.

В гимнастике требуются определенные навыки владения своим телом такие как:

  • ловкость;
  • гибкость;
  • сила мышц;
  • быстрота реакции;
  • координация движений.

 

 

  1.  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

 

Занятия гимнастикой рекомендуется начинать в первом классе школы искусств. Первые годы обучения в детской школе искусств совпадают по времени с развитием организма ребёнка. У детей формируется скелет, мышечная система, развиваются внутренние органы. Это обстоятельство накладывает на преподавателя особую ответственность при определении объёма учебной нагрузки на каждом уроке.

Структура всех уроков имеет единую форму. Урок делится на три части: подготовительная часть, основная и заключительная. Однако это не ограничивает вариативности проведения занятий. Они могут отличаться дозировкой частей урока и движений, амплитудой и темпом исполнения движений.

В годы, когда ещё у ребёнка не окреп позвоночный столб и слабо развиты мышцы и связочный аппарат, упражнения делаются на полу (лёжа и сидя). В дальнейшем можно чередовать исходное положение с другими упражнениями: лёжа на полу, сидя на полу, стоя на середине зала. В процессе обучения можно использовать предметы (мячи, гимнастические палочки, скакалки и др.).

Важная роль отводится музыкальному оформлению урока. Музыка, являясь импульсом к движению, даёт эмоциональный заряд, помогает повысить работоспособность, вырабатывает характер, четкость и законченность исполнения, т.е. несёт художественно-воспитательную функцию. В связи с этим высокие требования предъявляются к концертмейстеру, формирующему репертуар музыкальных произведений согласно учебным задачам.

В конце каждой четверти рекомендуется проводить контрольные уроки.

 

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца». Искусство, 1964

  1. Боброва Г.  «Искусство грации», Ленинград «Детская литература» 1986г.

3.     Ваганова А. «Основы классического танца». Искусство, 1936

4.     Вихрева Н.А. «Экзерсис на полу». Сборник МГАХ,. М.,

5.     Колтановский А., Брыкин А. «Общеразвивающие и специальные упражнения». М., 1973

6.     Левин М.В. «Гимнастика в хореографической школе». Терра спорт. М., 2001

7.     Лисицкая Т.С. «Хореография в гимнастике». «Физкультура и спорт». М., 1984

8.     Миловзорова М.С. «Анатомия и физиология человека».«Медицина». М., 1972

9.     Сивакова Д.А. «Уроки художественной гимнастики». «Физкультура и спорт». М., 1968

10.                       Тарасов Н. «Классический танец». «Искусство», 1971

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Кардоникская ДШИ © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz