Суббота, 20.04.2024, 11:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Кардоникская детская школа исскуств

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Пояснительная записка
    1. Характеристика учебного предмета и его место в образовательном процессе.
    2.  Срок реализации учебного предмета.
    3. Формы и методы работы.
    4. Цель и задачи учебного предмета.
    5. Требования к организации и проведению аттестации.

 

  1. Учебно – тематический план
  2. Примерная тематика рефератов
  3. Примерный перечень вопросов к экзамену  по всему курсу.
  4. Список методической литературы.

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. Характеристика учебного предмета и его место

в образовательном процессе.

 

Программа по предмету «Беседы о хореографическом искусстве» включает материал по истории хореографии, даёт учащимся общее представление о танцевальном искусстве, его видах и жанрах, выразительных средствах исполнительства, об основных этапах развития хореографического искусства. Изучая этот предмет, учащиеся узнают о периодах, с которыми связано рождение новых танцевальных форм и стилей, художественных приёмов, утверждение новой эстетики балетного театра.

Предмет «Беседы о хореографическом искусстве» играет немаловажную роль в формировании и развитии личности ребенка, является очень важным в цикле специальных дисциплин учебного плана хореографического отделения, так как дает возможность учащимся обобщить и осмыслить сведения о хореографии, полученные в процессе изучения других смежных дисциплин, глубже разобраться в сложных явлениях, происходящих в мире искусства, понять ту важную роль, которую хореографическое искусство играет в общественной жизни в настоящее время.

Программа составлена и разработана как самостоятельная дисциплина на основе использования методической литературы и обобщении опыта преподавания предмета «Истории хореографического искусства» в детских школах искусств. При этом важно помнить, что программа определяет основной круг вопросов для изучения. Педагог должен сам определить, насколько подробно и на каком уровне сложности следует излагать материал, чтобы он был доступен пониманию обучающихся. Не следует перегружать их запоминанием большого количества фактов, но они должны усвоить основные понятия, необходимые для ориентировки в материале.

 

  1. Срок реализации учебного предмета.

 

Срок освоения программы «Беседы о хореографическом искусстве» составляет 1 год по 1академическому часу в неделю. Для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет – 7 (выпускной) класс. Для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте после 9 лет – 5 (выпускной) класс.

 

  1. Формы и методы работы

 

Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 10 человек). 

Рекомендуемая форма проведения урока - лекционная. После пройденных тем, необходимо проводить фронтальный опрос. Важным является дополнение уроков-лекций музыкальным сопровождением, видео материалами. Такое изучение уводит от «сухого» восприятия учебного материала и помогает в большей степени раскрыть красоту и богатство хореографического искусства. Необходимо практиковать самостоятельное изучения новых тем, написание рефератов. Темы рефератов определяет преподаватель.

Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися.

Основные методы работы:

  • наглядный;
  • словесный.

Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и экзамене, предусмотренном учебным планом по окончании курса.

При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:

  • объём материала;
  • степень его сложности;
  • особенности класса;
  • техническое обеспечение класса.

При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:

  • определить новый материал для изучения;
  • наметить примеры для совершенствования накопленных знаний;
  • определить видео материал.

В основе структуры программы положен историко-стилевой принцип. Программный материал составлен из трех разделов: зарубежный, русский, советский балет. Разделы русского и зарубежного балета тесно переплетены, поэтому, целесообразно изучать их в совокупности. В программу включен материал по истории развития народного танца, его форм, национальных особенностей. Раздел истории советской хореографии включает материал о самодеятельном народном творчестве, о возникновении нового жанра - ансамбля народного танца. В разделе «Зарубежный балет» содержатся сведения о развитии различных течений в хореографическом искусстве за рубежом.

 

  1. Цель и задачи учебного предмета


Цель данной программы:

Выработать у обучающихся представления об основных  этапах эволюции хореографического искусства и его высшей формы - балета, познакомить с особенностями искусства танца разных стран, современными тенденциями его развития.

Задачи:

  • ознакомить учащихся со спецификой хореографического искусства и процессом становления его основных видов, жанров и форм;
  • привлечь внимание учащихся к хореографии, приобщить юных исполнителей к истокам танца;
  • дать учащимся основные понятия, определения, представления о художественном образе, принципах, на которых создается произведение искусства, образцы классического наследия;
  • научить выражать свою мысль профессиональным языком;
  • развить творческий потенциал учащихся через познание эстетики творчества, постановочных методов великих мастеров балета.
  • сформировать навыки и умения аналитического восприятия произведений хореографического искусства.

                                                                                                

  1. Требования к организации и проведению аттестации.

 

  • в конце учебной четверти рекомендуется проводить контрольные уроки;
  • форма и содержание контрольного урока определяется преподавателем;
  • контрольный урок должен включать отдельные фрагменты всех разделов программы;
  • форма итоговой аттестации – экзамен;
  • форма и содержание контрольного урока и экзамена определяется преподавателем (тест, устный опрос, письменные задания, билеты);
  • итоги экзамена обсуждаются экзаменационной комиссией;
  • итоговая аттестация  проходит в соответствии с учебным планом.

 

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

тема занятия

кол-во часов

1 полугодие

1.

Хореография как вид искусства. Ж.Ж.Новер

1 час.

2.

Музыкально-хореографический образ.

1 час.

3.

Исполнительские средства выразительности

1 час.

4.

Виды и жанры хореографии.

1 час.

5.

Балетные жанры. Формы балетного спектакля.

1 час.

6.

Танец в первобытную эпоху. Теории происхождения танца.

1 час.

7.

Античные танцы как дух выражения античной культуры.

  • Основные танцы и их значение в Древней Греции;
  • Развитие танцев в Древнем Риме, его отличие от древнегреческого танца.
  • Значение и разновидность танца в Древнем Египте.
  • Национальные танцы Испании и Индии.

3 часа.

8.

Народные истоки русского балета. Искусство скоморохов и народный театр.

1 час.

9.

Танец эпохи Средневековья. Отражение религии в средневековых плясках.

1 час.

10.

Танцевальная культура эпохи Возрождения.

  • Эпоха придворного балета.
  • Французский балетный театр 17 века.
  • Творчество Ж. Б. Люлли и Ж. Б. Мольера.
  • Ассамблеи Петра 1.

1 час.

11.

Балетный театр эпохи Просвещения XVIII век.

  • Утверждение балетного жанра.
  • Хореографы эпохи Просвещения: Ф Хильфердинг, Г. Анджолини, Ж. Новерр, Ж. Доберваль, М. Сале, М. Комарго.

1 час.

12.

Жан Доберваль – создатель жанра балета-комедии.

1 час.

13.

Романтизм в балетном театре. Ф.Тальоне «Сильфида»,  Ж.Перро «Жизель», Артур Сен-Леон, Август Бурнонвиль.

1 час.

14.

Контрольный урок.

 

1 час.

2 полугодие

1.

 Возникновение и становление балетного театра в России. Крепостной театр П. Шереметьева.

1 час.

2.

История русского балета 18 века.

  • Русский танец на профессиональной сцене 18 века
  • Городской театр.
  • Творчество Т. Бубликова и В. Балашова.
  • Творчество Ш Дидло. Балет «Зефир и Флора».

2 часа.

3.

Кризис балетного театра в середине XIX века.
Творчество А. Сен- Леона

1 час.

4.

Реформы в балетном искусстве. Творчество М.И. Петипа.

1 час.

5.

Балеты Л. Минкуса: «Дон Кихот», «Баядерка»

1 час.

6.

Балеты П.И. Чайковского: «Спящая красавица», «Лебединое озеро» «Щелкунчик»

3 часа.

7.

М.М. Фокин и его балеты

1 час.

8.

Балетный театр первых послереволюционных лет
1917- 1927г.

1 час.

9.

Творчество К. Я. Голейзовского.

1 час.

10.

Балетный театр 30-х годов. Героические балеты.

  • Профессор хореографии А. Я. Ваганова.
  • Творчество Г. Улановой и К. Сергеева.
  • Творчество Н. Дудинской и В. Чабукиани

2 часа.

11.

Советский балетный театр в годы ВОВ и послевоенные годы.

1 час.

12.

Советский балетный театр 60-70-х годов. Творчество М. Плисецкой. Ю.Григоровича, Н. Бессмертновой, Е. Максимовой и В. Васильева

1 час.

13.

Современное развитие хореографического искусства

2 часа.

14.

Консультации

1 час.

15.

Итоговая аттестация – экзамен.

1 час.

Итого часов:

36

 

  1. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

  1. Русская тематика в балетах «Конек-горбунок» и «Золотая рыбка» А. Сен-Леона и выразительные средства ее разрешения.
  2. Роль М. Петипа в обобщении достижений классического танца Х1Х века и дальнейшего его развития.
  3. Творческая судьба Л. Иванова: танцовщик, педагог, балетмейстер.
  4. Творческая, исполнительская и педагогическая деятельность ведущих артистов петербургского и московского балета конца Х1Х столетия.
  5. Творческая деятельность А. Горского и ее значение для развития московского балета.
  6. Реформаторская деятельность М. Фокина в создании его хореографических произведений, вошедших в мировую сокровищницу хореографического искусства.
  7. «Русские сезоны» в Париже: репертуар, исполнительские новации и сценографические принципы различных балетных сезонов в Париже.
  8. История создания балета «Красный мак» как первого советского этапного балета.
  9. Эстетическая программа и творческий почерк балетмейстера Л. Лавровского.
  10. Академические основы классического танца, фольклорная пластика и народно-характерный танец в творчестве В. Чабукиани как танцовщика, балетмейстера и педагога.
  11. Творческая деятельность ведущих балетных групп в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.
  12. Творческая деятельность балетмейстера Ю. Григоровича: своеобразие его балетов.
  13. Особенность хореографического почерка балетмейстера О. Виноградова – новое прочтение классических балетных партитур.
  14. Основные направления творческой работы мастеров танца в балетах классического наследия в исполнительской деятельности М. Плисецкой и В. Васильева.
  15. Роль современных авторских коллективов в пропаганде, популяции и развитии хореографического искусства в России.
  16. Творчество Дж. Баланчина и его влияние на современный балетный театр.
  17. Творческая деятельность великих танцовщиков: Народного артиста СССР, хореографа, педагога В.В. Васильева, солиста Большого театра Н. Цискаридзе, Мариса Лиепа.
  18. Выдающиеся русские балерины: Анна Павлова, О.А.Спесивцева., В. П. Карсавина, Г. С. Уланова, Е. С. Максимова.

 

  1. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ВСЕМУ КУРСУ

 

  1. Специфические особенности хореографического искусства.
  2. Происхождение танца и его ранние формы.
  3. Танцевальная культура Древней Греции.
  4. Танцевальная культура Западноевропейских стран эпохи Средневековья.
  5. Хореографическое искусство эпохи Возрождения.
  6. Формирование национальных балетных школ Италии, Англии и Франции.
  7. Особенности развития Западноевропейского балетного театра эпохи Просвещения.
  8. Реформы Ж. Ж. Новерра. Значение теоретического труда Ж. Ж. Новерра «Письма о танце и балетах».
  9. Народные истоки русской хореографии. Скоморохи и их роль в развитии русского хореографического искусства.
  10. Хореографическое искусство России XVI – XVII века.
  11. Реформы Петра I и их значение для развития хореографического искусства России.
  12. Начало хореографического образования и формирование театральной системы в России.
  13. Крепостные театры и их роль в развитии самобытных черт русского балета.
  14. Становление сюжетно-действенного балета в России.
  15. Эстетика балетного романтизма. Великие балетмейстеры и исполнители эпохи.
  16. Творчество Филиппо и Марии Тальони.
  17. Прогрессивные тенденции творчества Ж. Перро.
  18. Русский балетный театр начала XIX века.
  19. Творчество И. И. Вальберха.
  20. Особенности творческой деятельности Ш. Дидло.
  21. Кризис русского балета. Творчество А. Сен-Леона.
  22. Эпоха М. И. Петипа.
  23. Русский балет начала XX века. Реформаторская деятельность М. Фокина и А. Горского.
  24. Советский балет 20 – 30 годов. Основные направления развития хореографического искусства.
  25. Советский балет 50 – 70 годы. Традиции и новаторство в творчестве Л. Якобсона, Ю. Григоровича, О. Виноградова, И. Бельского.
  26. Хореографическое искусство России конца XX века: ведущие направления, тенденции и перспективы развития.
  27. Современные направления в хореографическом искусстве.

 

 

  1. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

     
    1. Большой театр. Великие имена. К 225-летию ГАБТа. – М., 2001.
    2. В. Красовская. Русский балетный театр. – Л., 1958.
    3. В. Красовская. А.Я. Ваганова. – СПб., 1989.
    4. В. Красовская. Профили танца. – СПб., 1999.
    5. В.А. Звездочкин. Творчество Леонида Якобсона. – СПб., 2007.
    6. Гаевский В.М. Дом Петипа. – М., 2000.
    7. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. – СПб., 1997.
    8. Катышева Дженни. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. – СПб., 2001.
    9. М. Михайлов. Жизнь в балете. СПб., 1966.
    10. Марина Ильичева. «Тщетная предосторожность» в Петербурге. – СПб., 2001.
    11. Маринелла Гваттерини. Азбука балета. – М., 2001.
    12. Наталия Дудинская. Жизнь в искусстве. – СПб., 1999.
    13. Николай Эльяш. Образы танца. – М., 1970.
    14. Проблемы совершенствования хореографического образования. – СПб., 2003.
    15. Элла Бочарникова, Галина Иноземцева. Тем, кто любит балет. – М., 1979.

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Кардоникская ДШИ © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz