СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета и его место в образовательном процессе.
- Срок реализации учебного предмета.
- Формы и методы работы.
- Цель и задачи учебного предмета.
- Требования к организации и проведению аттестации.
- Учебно – тематический план
- Примерная тематика рефератов
- Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.
- Список методической литературы.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Характеристика учебного предмета и его место
в образовательном процессе.
Программа по предмету «Беседы о хореографическом искусстве» включает материал по истории хореографии, даёт учащимся общее представление о танцевальном искусстве, его видах и жанрах, выразительных средствах исполнительства, об основных этапах развития хореографического искусства. Изучая этот предмет, учащиеся узнают о периодах, с которыми связано рождение новых танцевальных форм и стилей, художественных приёмов, утверждение новой эстетики балетного театра.
Предмет «Беседы о хореографическом искусстве» играет немаловажную роль в формировании и развитии личности ребенка, является очень важным в цикле специальных дисциплин учебного плана хореографического отделения, так как дает возможность учащимся обобщить и осмыслить сведения о хореографии, полученные в процессе изучения других смежных дисциплин, глубже разобраться в сложных явлениях, происходящих в мире искусства, понять ту важную роль, которую хореографическое искусство играет в общественной жизни в настоящее время.
Программа составлена и разработана как самостоятельная дисциплина на основе использования методической литературы и обобщении опыта преподавания предмета «Истории хореографического искусства» в детских школах искусств. При этом важно помнить, что программа определяет основной круг вопросов для изучения. Педагог должен сам определить, насколько подробно и на каком уровне сложности следует излагать материал, чтобы он был доступен пониманию обучающихся. Не следует перегружать их запоминанием большого количества фактов, но они должны усвоить основные понятия, необходимые для ориентировки в материале.
- Срок реализации учебного предмета.
Срок освоения программы «Беседы о хореографическом искусстве» составляет 1 год по 1академическому часу в неделю. Для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет – 7 (выпускной) класс. Для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте после 9 лет – 5 (выпускной) класс.
- Формы и методы работы
Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 10 человек).
Рекомендуемая форма проведения урока - лекционная. После пройденных тем, необходимо проводить фронтальный опрос. Важным является дополнение уроков-лекций музыкальным сопровождением, видео материалами. Такое изучение уводит от «сухого» восприятия учебного материала и помогает в большей степени раскрыть красоту и богатство хореографического искусства. Необходимо практиковать самостоятельное изучения новых тем, написание рефератов. Темы рефератов определяет преподаватель.
Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися.
Основные методы работы:
- наглядный;
- словесный.
Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и экзамене, предусмотренном учебным планом по окончании курса.
При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:
- объём материала;
- степень его сложности;
- особенности класса;
- техническое обеспечение класса.
При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:
- определить новый материал для изучения;
- наметить примеры для совершенствования накопленных знаний;
- определить видео материал.
В основе структуры программы положен историко-стилевой принцип. Программный материал составлен из трех разделов: зарубежный, русский, советский балет. Разделы русского и зарубежного балета тесно переплетены, поэтому, целесообразно изучать их в совокупности. В программу включен материал по истории развития народного танца, его форм, национальных особенностей. Раздел истории советской хореографии включает материал о самодеятельном народном творчестве, о возникновении нового жанра - ансамбля народного танца. В разделе «Зарубежный балет» содержатся сведения о развитии различных течений в хореографическом искусстве за рубежом.
- Цель и задачи учебного предмета
Цель данной программы:
Выработать у обучающихся представления об основных этапах эволюции хореографического искусства и его высшей формы - балета, познакомить с особенностями искусства танца разных стран, современными тенденциями его развития.
Задачи:
- ознакомить учащихся со спецификой хореографического искусства и процессом становления его основных видов, жанров и форм;
- привлечь внимание учащихся к хореографии, приобщить юных исполнителей к истокам танца;
- дать учащимся основные понятия, определения, представления о художественном образе, принципах, на которых создается произведение искусства, образцы классического наследия;
- научить выражать свою мысль профессиональным языком;
- развить творческий потенциал учащихся через познание эстетики творчества, постановочных методов великих мастеров балета.
- сформировать навыки и умения аналитического восприятия произведений хореографического искусства.
- Требования к организации и проведению аттестации.
- в конце учебной четверти рекомендуется проводить контрольные уроки;
- форма и содержание контрольного урока определяется преподавателем;
- контрольный урок должен включать отдельные фрагменты всех разделов программы;
- форма итоговой аттестации – экзамен;
- форма и содержание контрольного урока и экзамена определяется преподавателем (тест, устный опрос, письменные задания, билеты);
- итоги экзамена обсуждаются экзаменационной комиссией;
- итоговая аттестация проходит в соответствии с учебным планом.
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
тема занятия |
кол-во часов |
1 полугодие |
||
1. |
Хореография как вид искусства. Ж.Ж.Новер |
1 час. |
2. |
Музыкально-хореографический образ. |
1 час. |
3. |
Исполнительские средства выразительности |
1 час. |
4. |
Виды и жанры хореографии. |
1 час. |
5. |
Балетные жанры. Формы балетного спектакля. |
1 час. |
6. |
Танец в первобытную эпоху. Теории происхождения танца. |
1 час. |
7. |
Античные танцы как дух выражения античной культуры.
|
3 часа. |
8. |
Народные истоки русского балета. Искусство скоморохов и народный театр. |
1 час. |
9. |
Танец эпохи Средневековья. Отражение религии в средневековых плясках. |
1 час. |
10. |
Танцевальная культура эпохи Возрождения.
|
1 час. |
11. |
Балетный театр эпохи Просвещения XVIII век.
|
1 час. |
12. |
Жан Доберваль – создатель жанра балета-комедии. |
1 час. |
13. |
Романтизм в балетном театре. Ф.Тальоне «Сильфида», Ж.Перро «Жизель», Артур Сен-Леон, Август Бурнонвиль. |
1 час. |
14. |
Контрольный урок.
|
1 час. |
2 полугодие |
||
1. |
Возникновение и становление балетного театра в России. Крепостной театр П. Шереметьева. |
1 час. |
2. |
История русского балета 18 века.
|
2 часа. |
3. |
Кризис балетного театра в середине XIX века. |
1 час. |
4. |
Реформы в балетном искусстве. Творчество М.И. Петипа. |
1 час. |
5. |
Балеты Л. Минкуса: «Дон Кихот», «Баядерка» |
1 час. |
6. |
Балеты П.И. Чайковского: «Спящая красавица», «Лебединое озеро» «Щелкунчик» |
3 часа. |
7. |
М.М. Фокин и его балеты |
1 час. |
8. |
Балетный театр первых послереволюционных лет |
1 час. |
9. |
Творчество К. Я. Голейзовского. |
1 час. |
10. |
Балетный театр 30-х годов. Героические балеты.
|
2 часа. |
11. |
Советский балетный театр в годы ВОВ и послевоенные годы. |
1 час. |
12. |
Советский балетный театр 60-70-х годов. Творчество М. Плисецкой. Ю.Григоровича, Н. Бессмертновой, Е. Максимовой и В. Васильева |
1 час. |
13. |
Современное развитие хореографического искусства |
2 часа. |
14. |
Консультации |
1 час. |
15. |
Итоговая аттестация – экзамен. |
1 час. |
Итого часов: |
36 |
- ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
- Русская тематика в балетах «Конек-горбунок» и «Золотая рыбка» А. Сен-Леона и выразительные средства ее разрешения.
- Роль М. Петипа в обобщении достижений классического танца Х1Х века и дальнейшего его развития.
- Творческая судьба Л. Иванова: танцовщик, педагог, балетмейстер.
- Творческая, исполнительская и педагогическая деятельность ведущих артистов петербургского и московского балета конца Х1Х столетия.
- Творческая деятельность А. Горского и ее значение для развития московского балета.
- Реформаторская деятельность М. Фокина в создании его хореографических произведений, вошедших в мировую сокровищницу хореографического искусства.
- «Русские сезоны» в Париже: репертуар, исполнительские новации и сценографические принципы различных балетных сезонов в Париже.
- История создания балета «Красный мак» как первого советского этапного балета.
- Эстетическая программа и творческий почерк балетмейстера Л. Лавровского.
- Академические основы классического танца, фольклорная пластика и народно-характерный танец в творчестве В. Чабукиани как танцовщика, балетмейстера и педагога.
- Творческая деятельность ведущих балетных групп в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.
- Творческая деятельность балетмейстера Ю. Григоровича: своеобразие его балетов.
- Особенность хореографического почерка балетмейстера О. Виноградова – новое прочтение классических балетных партитур.
- Основные направления творческой работы мастеров танца в балетах классического наследия в исполнительской деятельности М. Плисецкой и В. Васильева.
- Роль современных авторских коллективов в пропаганде, популяции и развитии хореографического искусства в России.
- Творчество Дж. Баланчина и его влияние на современный балетный театр.
- Творческая деятельность великих танцовщиков: Народного артиста СССР, хореографа, педагога В.В. Васильева, солиста Большого театра Н. Цискаридзе, Мариса Лиепа.
- Выдающиеся русские балерины: Анна Павлова, О.А.Спесивцева., В. П. Карсавина, Г. С. Уланова, Е. С. Максимова.
- ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
ПО ВСЕМУ КУРСУ
- Специфические особенности хореографического искусства.
- Происхождение танца и его ранние формы.
- Танцевальная культура Древней Греции.
- Танцевальная культура Западноевропейских стран эпохи Средневековья.
- Хореографическое искусство эпохи Возрождения.
- Формирование национальных балетных школ Италии, Англии и Франции.
- Особенности развития Западноевропейского балетного театра эпохи Просвещения.
- Реформы Ж. Ж. Новерра. Значение теоретического труда Ж. Ж. Новерра «Письма о танце и балетах».
- Народные истоки русской хореографии. Скоморохи и их роль в развитии русского хореографического искусства.
- Хореографическое искусство России XVI – XVII века.
- Реформы Петра I и их значение для развития хореографического искусства России.
- Начало хореографического образования и формирование театральной системы в России.
- Крепостные театры и их роль в развитии самобытных черт русского балета.
- Становление сюжетно-действенного балета в России.
- Эстетика балетного романтизма. Великие балетмейстеры и исполнители эпохи.
- Творчество Филиппо и Марии Тальони.
- Прогрессивные тенденции творчества Ж. Перро.
- Русский балетный театр начала XIX века.
- Творчество И. И. Вальберха.
- Особенности творческой деятельности Ш. Дидло.
- Кризис русского балета. Творчество А. Сен-Леона.
- Эпоха М. И. Петипа.
- Русский балет начала XX века. Реформаторская деятельность М. Фокина и А. Горского.
- Советский балет 20 – 30 годов. Основные направления развития хореографического искусства.
- Советский балет 50 – 70 годы. Традиции и новаторство в творчестве Л. Якобсона, Ю. Григоровича, О. Виноградова, И. Бельского.
- Хореографическое искусство России конца XX века: ведущие направления, тенденции и перспективы развития.
- Современные направления в хореографическом искусстве.
- СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Большой театр. Великие имена. К 225-летию ГАБТа. – М., 2001.
- В. Красовская. Русский балетный театр. – Л., 1958.
- В. Красовская. А.Я. Ваганова. – СПб., 1989.
- В. Красовская. Профили танца. – СПб., 1999.
- В.А. Звездочкин. Творчество Леонида Якобсона. – СПб., 2007.
- Гаевский В.М. Дом Петипа. – М., 2000.
- Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. – СПб., 1997.
- Катышева Дженни. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. – СПб., 2001.
- М. Михайлов. Жизнь в балете. СПб., 1966.
- Марина Ильичева. «Тщетная предосторожность» в Петербурге. – СПб., 2001.
- Маринелла Гваттерини. Азбука балета. – М., 2001.
- Наталия Дудинская. Жизнь в искусстве. – СПб., 1999.
- Николай Эльяш. Образы танца. – М., 1970.
- Проблемы совершенствования хореографического образования. – СПб., 2003.
- Элла Бочарникова, Галина Иноземцева. Тем, кто любит балет. – М., 1979.